Случайное изображение

Карта пользователей

Конкурс публичных годовых отчетов НКО «Точка отсчета»

29 февраля 2012 года в Москве в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол, посвященный независимой оценке Всероссийского конкурса годовых отчетов НКО «Точка отсчета».
Конкурс годовых отчетов НКО «Точка отсчета» проводится с 2007 года Санкт-Петербургской БОО «Центр развития некоммерческих организаций» в партнерстве с Комиссией по развитию благотворительности и волонтерства Общественной палаты РФ, НП «Форум доноров» и Агентством социальной информации.
За пять лет, которые проводится Конкурс, он стал одним из наиболее значимых ежегодных событий, к которому приковывается внимание сотен общественных организаций в России. Количество организаций, принимающих участие в Конкурсе, растет из года в год, однако для полноценного внедрения в некоммерческую деятельность лучших практик прозрачности важны не только количественные показатели. Необходимо, чтобы сам Конкурс развивался, достигал поставленных целей, улучшалась практика его проведения.
Именно поэтому в 2011 году при поддержке некоммерческой компании Evolution@Philanthropy было принято решение провести независимую оценку Конкурса за весь период его существования. Представлению результатов этой оценки и обсуждению полученных данных и был посвящен круглый стол.
Основу отчета, представленного консультантом по оценке из Новосибирска Еленой Преблагиной, составили данные, полученные в результате обработки более 400 анкет, заполненных представителями НКО практически из всех регионов России, и 73 интервью с руководителями организаций и экспертами. В исследовании приняли участие не только организации-участники Конкурса разных лет, но и те НКО, кто не участвовал в Конкурсе, и при этом практикует или не практикует создание публичных годовых отчетов.
В работе круглого стола приняли участие организаторы и члены жюри конкурса, эксперты и представители некоммерческих организаций. Все участники единодушны в отношении необходимости продолжения конкурса и его дальнейшего развития.
 
Выводы и рекомендации оценщика в большинстве своем совпадают с мнением экспертов, озвученными в процессе обсуждения. В частности, для интенсификации развития конкурса предлагается реализовать следующие мероприятия:
·        Более тщательно проработать цели конкурса,  определив преимущества от участия в конкурсе конкретных НКО.
·        Изменить подход и ввести конкурс как элемент в некую программу/проект, целями которой будут имеющиеся на данный момент цели конкурса. Тогда такая программа может продвигать стандарты прозрачности и публичной отчетности и какими-то другими способами.
·        Использовать «истории успеха» организаций – победительниц конкурса для продвижения различными пиар-методами и информационными ресурсами
·        Регулярно проводить обучающие мероприятия по подготовке публичных отчетов, готовить  и распространять методические рекомендации об этом.
·        Доработать и утвердить стандарты публичного отчета и критерии его оценки для конкурса. Сделать эту информацию доступной для  НКО и общественности заблаговременно до старта следующего конкурса для подготовки публичных отчетов с учетом новых требований в случае желания участвовать в конкурсе.
·        Отработать механизмы обратной связи с рекомендациями по улучшению отчетов. Заявители должны знать критерии оценки и получать обратную связь о своих заявках и отчетах.
·        Дополнить и расширить список существующих номинаций с целью привлечения более широкого круга участников  и внесения динамики в проведение конкурса.
·        Дать возможность участвовать в конкурсе организациям без статуса юридического лица, работающим длительный период, имеющим рекомендации органов местной власти.
·        Для повышения престижности, статусности и материальной заинтересованности НКО привлекать больше спонсоров и партнеров конкурса. Проводить торжественные церемонии награждения победителей с участием статусных лиц и представителей организаций, имеющих интерес для НКО (доноры, крупный бизнес, ОП РФ, политики, чиновники, СМИ).
·        Привлекать больше информационных партнеров, в том числе в регионах участников конкурса.
·        Определиться со стратегией развития и продвижения конкурса на территории России. Разрабатывать и внедрять единые стандарты публичных годовых отчетов и анкет заявителей в рамках проводимых в регионах конкурсов на территории всей России.
·        Регулярно проводить маркетинг и внутренний мониторинг конкурса.
В целом суть предложений экспертов сводится к тому, что из  года в год конкурс должен меняться так же, как  меняются организации - потенциальные участники конкурса, их интересы, возможности, предпочтения. Чтобы конкурс жил, он тоже должен находиться в соответствии с запросами своего времени и своих потребителей.